Участники круглого стола в Совете Федерации усомнились в необходимости отказа от обычных удостоверений
В ближайшее время законодатели планируют внедрить в массовое пользование россиян электронное водительское удостоверение взамен привычного пластикового. С одной стороны, водителям удобно не возить с собой кипу бумажных документов, но с другой — нововведение может дать мошенникам простор для фальсификаций. Такие противоположные мнения эксперты высказывали на круглом столе в Совете Федерации, посвященном планируемому переходу автомобилистов на цифровые «права».
В январе 2023 года в приложении Госуслуг появилась электронная версия водительского удостоверения. С тех пор пользователи сервиса имеют законное право предъявить водительские права по QR-коду. Таковых в России — около 2,5 миллиона. Но пока что владение электронными правами не отменяет наличие удостоверения в оригинальном виде. Если инспектор просит у водителя «бумажный» документ – он в своем праве. При отсутствии классического пластикового прямоугольника для автовладельца наступает административная ответственность – штраф 500 рублей, а при своевременной оплате – 250.
Тем не менее Госавтоинспекция заявила о готовности к введению электронных прав без наличия «бумажного» носителя. Проект постановления о внесении изменений в Правила дорожного движения об уравнивании цифровых и пластиковых водительских удостоверений разработан. Он прошел межведомственное согласование в ГИБДД, Министерстве транспорта, Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. И со дня на день готовится к внесению в правительство Российской Федерации.
С учетом этих фактов участники круглого стола постарались ответить на вопросы: нужно ли оставлять «бумажные» экземпляры? делать ли электронную копию «прав» обязательной? каковы риски мошеннических действий при переходе к цифровым удостоверениям?
— Считается, что внедрение электронных «прав» снизит смертность при движении и сократит количество случаев мошенничества при потере «прав». Такое мнение, в частности, высказывают представители Европейского Союза, — говорит заместитель руководителя департамента права Высшей школы экономики Наталья Жирнова. – Однако в одном из штатов Австралии, где эксперимент с электронными «правами» запустили в 2019 году, его эффективность не подтвердилась.
К 2021 году больше половины водителей штата перешли на приложение, аналогичное нашим Госуслугам. Однако один из специально нанятых властями хакеров без труда взломал приложение, получил доступ к базе водительских удостоверений и много чего поменял в их данных. Однако правительство Австралии сочло, что обнаруженные недостатки не представляют угрозы для безопасности страны.
— Российский сайт Госуслуги — тоже не эталон безопасности и сохранения конфиденциальных данных. Он может быть подвержен любому из практикуемых векторов атак, что, к сожалению, происходило неоднократно, — продолжает Наталья Жирнова. – Это – главная проблема внедрения цифровых водительских удостоверений.
Главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков рассказывает, что в ходе опроса по поводу перехода полностью на цифровой формат (без пластика) из 1200 водителей 26 процентов сказали «да», 31% — «нет», остальные ответили, что им, по большому счету, «безразлично».
— Многие автомобилисты боятся отказа от «бумажных» прав, — говорит Кадаков. — У нас три типа удостоверений: пластик, цифра, международное водительское удостоверение. Если мы переходим на цифру, недоступность интернета – это проблема водителя или инспектора? Ответ однозначный: всех инспекторов ГИБДД необходимо оснастить устройствами для считывания.
В распоряжении гаишников должна быть или база, которая обновляется каждый день, или же, в идеале, база онлайн. Что должен делать инспектор в случае сбоя или несвоевременного обновления базы? Поверить человеку и отпустить его или же выписать штраф, основываясь на своих подозрениях? Что будет через 5-10 лет в такой ситуации, если Россия откажется от «бумажных» удостоверений?
Что касается ответственности за подделку документа, сейчас преступник несет уголовное наказание. «Я вас уверяю, что тысячи умельцев станут подделывать QR-коды, — рассуждает главный редактор. — Какая в этом случае наступает ответственность? А если кто-то залез в базу и что-то поменял, чья это проблема? Уже сейчас на обычном бытовом оборудовании сделать копию лица человека с помощью силиконовой маски, а потом навесить на него преступления, – вообще не проблема. А если водительские удостоверения станут исключительно электронными, представляете, как разгуляются аферисты? Уверяю вас –звонки от мошенников якобы из банков покажутся нам детским лепетом».
Перевод документов в электронный вид может создать угрозу безопасности и раздолье для мошенников, но не только, считает руководитель секретариата зампреда Совета Федерации Владимир Лозбинев: «Предоставление сотрудникам ГИБДД права доступа к персональным данным водителя не должно выходить за пределы минимума, необходимого для выяснения обстоятельств дорожного движения. Иначе возможно злоупотребление этим доступом со стороны работников госавтоинспекции. Например, перед взрывом автомобиля Дарьи Дугиной преступники приобрели сведения о ней за три тысячи рублей у человека, имевшего доступ к информационной системе ГИБДД».
Доцент кафедры криминологии Московского университета МВД России Алексей Добренков уверен, что нужно думать о глобальной безопасности: «Найдутся тысячи людей, которые захотят обойти закон. За рулем могут находиться преступники, в том числе находящиеся в розыске. Инспектор ДПС должен определить, кто перед ним находится. А по факту он не всегда имеет возможность открыть файл с QR-кодом. И еще — что делать, если телефон разрядится?»
Потребуется не менее десяти лет, чтобы эта система после внедрения стала функционировать слаженно, полагает юрист Оксана Шевчук.
В общем, вопросов у экспертов оказалось больше, чем ответов. И главное сомнение у всех без исключения вызывает защита персональных данных.
Заключение по итогам круглого стола его участники примут через неделю.
Источник: www.mk.ru