Коллекционерам больше не удается выкупать старые автомобили, минуя «чермет»
Старые автомобили, многие из которых считаются раритетами или просто «игрушками для взрослых», становится все труднее приобрести из первых рук. Об этом сообщают «МК» и сами коллекционеры, и специалисты по подержанным авто. Причина этого — активность сборщиков и приемщиков металлолома: они предлагают хозяевам и наследникам «автохлама» самые необременительные условия (документы не нужны), а попавшую в поле зрения «четметчиков» машину коллекционеры могут выкупить лишь за двойную — тройную цену.
Еще несколько лет назад автоколлекционеры и посредники, специализирующиеся на авторетро, вручную «прочесывали» сельские сараи и огороды, опрашивали жителей поселков и малых городов — кто знает или видел стоящие без надобности старые машины. Сейчас, как рассказали «МК» энтузиасты и профессионалы автостарины, это стало практически бесполезным.
— Буквально лет семь-восемь назад по городу еще ездили несколько классических «Москвичей», — говорит Алексей, автоколлекционер, живущий в одном из райцентров Ярославской области. — Сейчас они все уже переплавлены «на гвозди»: их попросту сдали в металлолом. И не слушали никаких уговоров: не хотим возиться с оформлением, да и все.
Действительно, за последние годы приемщики черного и цветного металла освоили новый сектор «рынка»: они уговаривают владельцев старых машин продать свой «хлам» на вес. Сейчас, по словам приемщика из Ростова Ярославской области, автомобиль можно сдать примерно по 15, в некоторых случаях до 20 рублей за килограмм. Следовательно, речь идет примерно о 20—25 тысячах рублей за автомобиль, не более того.
— Это дешевле, чем тонна чистого лома, да, — пояснил приемщик. — Но в автомобиле много лишнего, неметаллического, что нам не нужно.
Многие машины, по словам приемщика, заезжают «в чермет» своим ходом, они вполне комплектны. Но продать их хозяева не пытаются: обычно речь идет о технике без корректных документов (например, двигатель когда-то давно поменяли на другой, а документов на новый агрегат не существует; или от времени утрачены идентификационные таблички, или не читаемы выбитые номера). Либо — это машины, которые принадлежали уже умершим людям, а оформлять наследство родственники не могут или не желают.
— Сдал «Запорожец» в металлолом, доехал своим ходом, — рассказывает житель Богородского городского округа Подмосковья Семен Львовский. — Другого варианта особо не было: кузов прогнил, дед в нем чуть ли не курей держал. Возиться с наследством ради тех же 20 тысяч? Неинтересно.
— Вообще-то для таких случаев существует такой вид автобизнеса, как разборки, — напоминает специалист по подержанным автомобилям Алексей Островский. — Но сейчас они в глубоком кризисе, если не сказать хуже: у большинства проблемы с землей, соседями, постоянное внимание правоохранительных органов. У приемщиков лома, в принципе, издержки те же самые, но они давно научились ладить с полицией, это настолько «серый» бизнес, что почти «черный». Разборки изначально заметно «белее», да и операционных издержек у них больше: автомобили нужно кому-то собственно разбирать. А металлоломщикам это не нужно: выдрать все лишнее и сплющить металл в кубик гораздо проще и не требует знаний.
При этом, как рассказал коллекционер из Ярославской области, приобрести уже купленную приемщиками металлолома машину вполне возможно — только уже далеко не по той цене, по которой ее продавали. Вместо 15—20 рублей за килограмм «черметчики» просят у покупателя 45—50 рублей. Таким образом, цена «спасенного» со свалки экземпляра уже запросто превысит 50 тысяч рублей.
И это, напомним — автомобиль без документов (о них за отдельную плату и совсем без гарантий придется договариваться с бывшим владельцем или наследниками). И, возможно, со снятыми ушлыми металлоломщиками наиболее ценными деталями. Но вариантов нет: даже у въезда на приемку, если попытаться уговорить владельца не отдавать «ласточку» в переплавку, к коллекционерам подойдут сотрудники приемки и не слишком вежливо попросят удалиться. «Это уже наша добыча», так сказать.
— Вообще-то и сборщики металлолома должны требовать у хозяев документы на автомобиль, — отмечает Алексей Островский. — Но почему-то этого не происходит.
Возможно, все дело в том, что при провозглашенной политике сокращения и омоложения автопарка государству даже выгоднее, чтобы «автохлам» не возвращался к жизни и не служил донорами для коллекционеров — а именно что отправлялся в переплавку. А интересы энтузиастов никто защищать не обещал — так что теперь им приходится самостоятельно учиться отбивать «корм» у сборщиков металла.
Источник: www.mk.ru